Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………………………………………3 1.2. Цели и задачи Программы ……………………………………………………………………………………………………………………………...…3 1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики ……………………………………………………………………………...… 4 1.3.1. Возрастные особенности детей…………………………………………………………………………………………………………………….……4 1.3.2. Краткая информация об образовательной организации……………………………………………………………………………………………….8 1.4. Планируемые результаты освоения детьми Программы …………………………………………………………………………………………….…8 1.5. Способы оценки достижения планируемы………………………………………………………………………………………………………….……9 2. Содержательный раздел 2.1. Формы образовательной деятельности …………………………………………………………………………………………………………………..10 2.2. Механизм реализации Программы ……………………………………………………………………………………………………………………….11 2.3. Взаимодействие с родительской общественностью и социальными партнерами …………………………………………………………………….13 3. Организационный раздел 3.1. Проектирование и планирование педагогической деятельности ……………………………………………………………………………………...14 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы …………………………………………………………………………………………………...15 Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………………………………..16 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования дошкольников 4-7 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями); - СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16); - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28); - СапПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2). - Уставом ДОО. Реализация Программы дополнительного образования предоставляет обучающимся возможность самореализации. Кроме того, Программа направлена на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса во всестороннем развитии ребенка. В 2024-2025 учебном году занятия в кружках проводятся по дополнительным общеразвивающим программам следующей направленности: - естественнонаучное; - физкультурно-спортивное; - художественное; - социально-гуманитарное. 1.2. Цели и задачи реализации Программы Цель: обеспечение условий, способствующих разностороннему развитию дошкольников. Задачи: 1. Формировать и развивать творческие способности воспитанников. 2. Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом. 3. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. 4. Способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и трудовому воспитанию детей. 3 5. Выявлять, развивать и поддерживать детей, проявляющих выдающиеся способности. 6. Создать условия для личностного развития. 7. Социализировать и адаптировать воспитанников к жизни в обществе. 4 8. Формировать общую культуру воспитанников. Кружки в ДОО выполняют несколько функций: - образовательную – воспитанники имеют возможность удовлетворить свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений и навыков в интересующих видах деятельности; - социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», самоутвердиться; - коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, организованный в рамках дополнительного образования, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности детей; - воспитательную – содержание работы в кружках может оказывать значительное влияние на развитие личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма. Для успешной реализации Программы дополнительного образования необходимо создание следующих условий: - свободный выбор детьми деятельности; - уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям; - свобода выбора ребенком и родителем кружков по желанию из числа предложенных педагогами для каждой конкретной группы; - мониторинг индивидуального развития детей. 1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.3.1. Возрастные особенности детей Дети 4-5 лет (средняя группа) В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую 4 похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. Дети 5-6 лет (старшая группа) Дети шестого года жизни могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и 5 динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок) «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные 6 представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Детей 6 - 7 лет (подготовительная группа) В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие 7 существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 1.3.2. Краткая информация об образовательной организации Все дополнительные образовательные услуги в ДОО оказываются бесплатно. Руководителями кружков являются педагоги ДОО (воспитатели, специалисты). Группы детей для участия в кружковой работе формируются педагогами в начале учебного года. Прием воспитанников на обучение осуществляется на основе свободного выбора детьми, родителями (законными представителями) деятельности (кружка) из числа предложенных педагогами для каждой конкретно возрастной группы. Детский сад организует также дистанционные формы взаимодействия с другими образовательными организациями и учреждениями культуры, сотрудничество и взаимодействие с которыми, может разнообразить формы образовательной деятельности: - МБСОШ №6; - Центр детского творчества (участие в дистанционных конкурсах); - Городской краеведческий музей (участие в дистанционных конкурсах). 1.4. Планируемые результаты освоения детьми Программы Социально- гуманитарное направление: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; - развитие социального, эмоционального интеллекта; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; - формирование основ нравственно-патриотических чувств; - воспитание толерантности; - коррекция нарушений речевого развития; - использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности. Естественнонаучное направление: - развитие любознательности и познавательной мотивации; - развитие познавательно-исследовательской деятельности; - расширение представлений о мире природы; - формирование первичных представлений о планете Земля, как общем доме людей, о мире природы. 8 Художественное направление: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; - становления эстетического отношения к окружающему миру; - развитие воображения и творческих способностей детей; - развитие литературных способностей; - реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Физкультурно-спортивное направление: - развитие физических качеств; - укрепление здоровья детей; - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; - формирование начальных представлений и становления ценности здорового образа жизни; - удовлетворение потребности в двигательной активности. 1.5. Способы оценки достижения планируемых результатов В соответствии с современными тенденциями, связанными с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, ДОО смещает акцент с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей. Педагогический мониторинг Мониторинг образовательной деятельности Мониторинг индивидуального Анализ (оформление отчетов о реализации развития детей программ работы кружков за год) Содержание мониторинга педагоги (руководители кружков) определяют самостоятельно в соответствии с поставленными задачами. Показатели развития и критерии их оценки фиксируются непосредственно в дополнительной общеразвивающей программе. 9 2. Содержательный раздел 2.1. Формы организации образовательной деятельности Основной формой организации дополнительного образования является кружок. Кружки различной направленности формируются их руководителями на основе выбора детьми и родителями деятельности, удовлетворяющей их интересы, из перечня программ, разработанных педагогами ДОО на текущий год для каждой возрастной группы. Формы организации деятельности детей: индивидуальная (индивидуально в группе детей), групповая (ансамбль, команда, оркестр), фронтальная (работа по подгруппам). Типы проведения занятий: комбинированные, практические, экспериментальные, исследовательские, репетиционные, тренировочные, игровые. Методы обучения на занятии: словесные (разговор, беседа, объяснение), наглядные (показ видеоматериалов, показ приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу, практические (игры, упражнения, опыты, эксперименты) Методы, основанные на деятельности детей: объяснительно-иллюстративные (дети усваивают готовую информацию), репродуктивные (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности), частично-поисковые (дети участвуют в коллективном поиске решения поставленной задачи совместно с педагогом), исследовательские (дети овладевают методами познания, самостоятельная творческая работа). Формы проведения занятий: акция, беседа, вернисаж, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, гостиная, обсуждение, игра, проекты, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, концерт, КВН, конкурс, эксперименты, занятие, наблюдение, посиделки, праздники, репетиция, соревнования, спектакли, продуктивная деятельность (изготовление газеты, альбома, открытки и др.) и др. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностноориентированного взаимодействия не может не быть партнёрской. В совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое – сам способ её организации: для ребёнка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи; для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. Задачам совместной деятельности взрослого с детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идёт равноправный поиск субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др. Название кружка, цель, задачи, содержание, календарно-тематический план, виды и формы организации деятельности, критерии оценки индивидуального развития детей, список методической литературы, возрастной состав детей педагоги разрабатывают и определяют самостоятельно, согласно цели и задач, направлений дополнительного образования (фиксируется в дополнительной общеразвивающей программе руководителем кружка). Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программа организуют с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья. Занятия для данной категории детей могут быть организованы совместно с другими воспитанниками, в отдельных группах или индивидуально. При необходимости содержание дополнительных общеразвивающих программ руководитель кружка адаптирует для обучения указанных воспитанников. 10 2.2. Механизм реализации Программы Занятия в объединениях(кружках) проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (художественной, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной, естественнонаучной). Программы кружков художественной направленности Цель: формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие творческих способностей. Задачи: 1. Развивать у дошкольников эмоциональную восприимчивость и эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведений искусства. 2. Совершенствовать умения и навыки детей в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве). 3. Развивать у детей интерес к конструктивно-модельной деятельности. 4. Развивать у дошкольников музыкальные способности, формировать песенный музыкальный вкус. 5. Способствовать развитию литературных способностей. 6. Развивать детское музыкально-танцевальное творчество. Форма образовательной деятельности Методы и приемы организации педагогического процесса Выставки, вернисажи, Наблюдение, творческая мастерская, беседа, показ праздник, концерт, способов спектакль, ярмарка, исполнения, посиделки и др. упражнения Используемый дидактический материал Техническая оснащенность Форма подведения итогов Иллюстрации, декоративные изделия, народные игрушки изобразительный материал, бросовый материал, природный материал, различные виды театров, канцелярские товары Музыкальный зал, музыкальные инструменты, помещение группы, технические средства обучения Творческий отчет, выставка изобразительного творчества Программы кружков физкультурно-спортивной направленности Цель: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; создание условий для сохранения и укрепления здоровья, развитие интереса к игровым видам спорта. Задачи: 11 1. Совершенствовать умения и навыки детей в основных видах движений. 2. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. 3. Развивать у детей интерес к участию в спортивных играх и игровых видах спорта. 4. Развивать у дошкольников инициативу, самостоятельность, и творчество в двигательной активности. Форма образовательной деятельности Игра, играпутешествие, тренировка, репетиция, соревнования Методы и приемы организации педагогического процесса Показ способов исполнения, объяснение, упражнения Используемый дидактический материал Техническая оснащенность Форма подведения итогов Спортивные снаряды, атрибуты к играм, нетрадиционное физ. оборудование Музыкальный зал, физкультурный зал, спортивное оборудование, технические средства обучения Творческий отчет, показательные выступления Программы кружков социально-гуманитарной направленности Цель: социальная адаптация, усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, повышение социальной компетентности; патриотическое и гражданское воспитание. Задачи: 1. Развивать у дошкольников социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, уважительного отношения к окружающим. 2. Формировать у детей гендерную, семейную принадлежность. 3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей. 4. Формировать у детей первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. 5. Развивать навыки самопознания, саморегуляции. 6. Формировать навыки межличностной коммуникации. 7. Способствовать коррекции нарушений речевого развития. 8. Воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка. Форма Методы и приемы Используемый Техническая Форма образовательной организации дидактический оснащенность подведения деятельности педагогического материал итогов процесса Встреча с Наблюдение, беседа, Иллюстрации, плакаты, видео Музыкальный зал, Фотоотчет, игра-КВН интересными игра фильмы, презентации, худ. помещение группы, и др. людьми, общение, литература технические средства 12 сюжетно-ролевые игры, конкурсы, экскурсии обучения Программы кружков естественнонаучной направленности Цель: развитие познавательных интересов детей, любознательности, расширение представлений об окружающем мире. Задачи: 1. Формировать у детей представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира. 2. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность. 3. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между миром природы и предметным миром. Форма образовательной деятельности Опыты и эксперименты, экскурсии в природу, викторины, КВН, наблюдения Методы и приемы организации педагогического процесса Наблюдение, беседа, упражнения Используемый дидактический материал Техническая оснащенность Форма подведения итогов видеофильмы, презентации, плакаты, альбомы, детские энциклопедии, дидактические игры, материал для экспериментирования Помещение группы, Технические средства обучения, пособия для организации опытов и экспериментов Фотоотчет, газета, викторина и др. 2.3. Взаимодействие с родительской общественностью и социальными партнерами При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент ставится на воспитание субъектной позиции родителей, формирование их воспитательной компетентности. В этом контексте задача ДОО сводится не к замещению семьи, а к обогащению её теми практиками воспитания, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования. Формы взаимодействия ДОО с семьёй в рамках организации дополнительного образования: - приобщение родителей к заочному участию в педагогическом процессе; - совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка. Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей выполняет следующие функции: - воспитательно-развивающая - привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе; - просветительская - совместный поиск психолого-педагогических методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им навыков и умений; 13 - коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей; - охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни. Ведущими методами организации взаимодействия являются: - методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, личный пример взрослых; - методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций; - методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение; - методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности. Использование активизирующих методов и приемов: - метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагог-родитель»; - метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; - метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций; - метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе. 3. Организационный раздел Группы детей для участия в кружковой работе формируются педагогами (руководителями кружков) с предоставлением ребёнку и родителям права свободного выбора деятельности (кружка) из предложенных для каждой конкретно возрастной группы. Состав объединений (кружков) комплектуется в сентябре. Наполняемость кружков зависит от особенностей детей, целей, задач и специфики предстоящей деятельности (может составлять от 8 до 14 человек). В кружках, которые посещают дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, количество детей может быть снижено. Состав каждого кружка формируется только из числа детей, посещающих одну группу (п.п. 2.1, 3.1, 3.2 санитарно-эпидемических правил СП 3.1/2.4.3598-20). Образовательный процесс с детьми организуется преимущественно во второй половине дня, 1 раз в неделю. 3.1. Проектирование и планирование педагогической деятельности Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. Продолжительность учебного года (32 недели) Начало занятий - с 01.10.2024 г. Окончание -31.05.2025г. Количество занятий в месяц 4 занятия 14 Продолжительность занятий Организация мониторинга индивидуального развития Средняя группа – не более 20 мин. Старшая группа - не более 25 минут; Подготовительная группа – не более 30 минут Педагогическая диагностика: Вводная - октябрь; Итоговая - май Темы образовательной деятельности, формы организации, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала варьируются педагогами в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года и др. факторов. Календарно-тематический план работы каждого кружка является примерным, поскольку содержание образования определяется индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития и конкретной ситуацией в группе и в ДОО. Педагоги в течение года ориентируются на ребёнка, его интересы и актуальные потребности, поэтому могут формировать содержание обучения по ходу образовательной деятельности, внося коррективы в перспективный календарно- тематический план работы на год. Последовательность тем может определяться педагогом совместно с детьми. Решение задач развития детей зависит от сложившейся образовательной ситуации, интересов отдельного ребёнка или группы детей. 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания благоприятного морально-психологического климата для каждого воспитанника и реализации образовательного потенциала, в ДОО создана предметно- пространственная развивающая среда. Средства Технические Учебно-наглядные пособия Оборудование для организованной Образовательной деятельности Перечень - проектор, экран -музыкальный центр -акустическая система -микрофон - телевизор - ноутбук художественная литература -плакаты -наборы наглядно-демонстрационного материала -фотоматериалы, иллюстрации - дидактические игры и методические пособия и др. -музыкальные инструменты, игрушки - традиционные, нетрадиционные материалы для творчества - природные материалы - разного вида бумага и др. 15 Список литературы 1. Агамова Н.С., Морозова И А., Слепцова И.С. Народные игры детей: организация, методика, репертуар. - М.:, 1995. 2. Алмазов Е. И. Развитие детского голоса.- М.: Музыка, 2000. 3. Белошистая А.В. Развитие конструктивных умений дошкольников. – М.: Айрис Пресс. 2005. 4. Бондаренко Е.А. Играя, развиваем мышление. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС»,2005. 5. Ворончихин Н.С. Сделай сам из бумаги. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. 6. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. 7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. 8. Дыбина О.В. Их чего сделаны предметы. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. 9. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. 10. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса.- Брошюра 1999 г. 11. Емельянов В. В., Трифонов И. Развивающие голосовые игры.- Брошюра 1999 г. 12. Иванова А.А. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2005. 13. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Карапуз, 2008. 14. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Карапуз, 2008. 15. Новиковская О.А. Стихи для развития речи. - М.: «Астрель», 2008. 16. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет).- М.:. Издательство "Паритет", 2008. 17. Пазухина И.А. Давай познакомимся. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 18. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Я учусь изобретать. – М.: «Мир книги», 2008. 19. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. – М.: Издательство АСТ; Донецк: «Сталкер», 2004. 20. Перевертень Г.И. Поделки из шишек. – М.: Издательство АСТ; Донецк: «Сталкер», 2004. 21. Перевертень Г.И. Поделки из яичной скорлупы. – М.: Издательство АСТ; Донецк: «Сталкер», 2004. 22. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: Просвещение, 1985. 23. Петрова О. Мастерим из ниток и верёвочек. -М.: ООО АСТ – Пресс книга, 2012 24. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: 2007. 25. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.:Академия, 2000. 26. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с. 16 27. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. 28. Сикорук Л. Л. Физика для малышей. – М.: Просвещение. 1996. 29. Фитнес аэробика. Примерные программы спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей. М., 2009 30. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В.Аэробика. Теория и методика в 2 томах М.: Федерация аэробики России. 2002 г. 31. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: 32. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с. 33. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с. 34. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с. 35. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 36. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., «Мозаика-Синтез», 2000. . 17