Краткая презентация Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Адаптированная образовательная программа МБДОУ детский сад № 21 "Аленький цветочек" разработана для детей с тяжелыми нарушениями речи, получающих дошкольное образование в группах комбинированной и компенсирующей направленности. Возрастные категории детей, на которых ориентирована АОП ДО МБДОУ детский сад № 21 "Аленький цветочек": от 5 до 6 лет (старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР); от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР). Используемые Примерные программы Обязательная часть АОП составлена на основе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя следующие парциальные методики и программы. парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» (автор Л.Л. Тимофеева); парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" (автор Лыкова И.А.). Все парциальные программы обладают методологическим единством, строятся на принципе личностноориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивают эмоциональное благополучие и интеллектуальное развитие каждого ребенка; создают условия для развития личности ребенка, его творческих способностей; способствуют приобщению детей к общечеловеческим ценностям. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Ведущая цель взаимодействия – обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. Виды, направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников 1. Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи – решается с помощью социально-педагогической диагностики, предполагающей использование наблюдения, беседы, анкетирования и др. Беседа – метод получения и корректировки информации на основе общения. Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы, используется педагогами при изучении предпочтений, ожиданий родителей («Оценка удовлетворенности качеством дошкольного образования», «Оценка качества питания в ДОО» и пр.). Консультации. Главная цель – достижение объективного понимания родителями проблем ребёнка, его личности в целом, определение воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса (организуются индивидуальные консультации по запросу и при необходимости, а также групповые консультации на родительских собраниях). 2. Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия направлено на ознакомление родителей с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников. Стенды – наглядная форма предъявления информации. В вестибюлях детского сада оформлены постоянно действующие стенды «Информация», «Здоровье малыша», «Детская безопасность на дороге», также стендовая информация оформлена в родительских уголках во всех группах. Буклет – издание, отпечатанное на одном листе, может читаться и рассматриваться без разрезки, раскрываясь ширмообразно («Советы педагога-психолога», «Жестокое обращение с детьми» и др.). Памятка – структурированный, короткий текст (напоминание), призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду, а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей. Выставки – собрание предметов (рисунков, поделок и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых. Тематические выставки совместных поделок детей и их родителей, как правило, организуются два раза в год («Осенние дары для поделок и игры», «Новогодние украшения»). Кроме того, еженедельно в каждой группе организуются выставки творческих работ воспитанников для демонстрации родителям достижений детей в области продуктивных видов деятельности. 3. Совместная деятельность. Акция – действие, предпринимаемое для какойлибо цели (обращение к актуальным потребностям). Как правило, в детском саду проводится два вида акций: «Безопасные каникулы» (безопасное поведение пешехода) и благоустройство и озеленение территории. Вечера досуга, праздники. Образование родителей – обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, выполнения родительских ролей в семье и обществе. Организуется в форме мастер-класса, семинара, лекции, тренинга (или элементов тренинговых технологий), системы методических рекомендаций по организации совместной деятельности с ребенком дома для того, чтобы ликвидировать нарушения речевого развития.